Фото:
Евразия Эксперт
На что следует обратить внимание в странах Евразийского экономического союза за прошедшую неделю? Данный обзор освещает наиболее резонансные события на пространстве ЕАЭС 13 — 19 мая 2019 г.
Внешний контур ЕАЭС: Восток
Назарбаев предложил искать выход из геополитического кризиса с помощью мозговых центров.
16 мая первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев открыл работу XII Астанинского экономического форума, заявив, что двойственности власти в Казахстане не будет. Он подчеркнул, что «есть один президент, и он главный», и «мы все будем на него работать, когда его изберут». Назарбаев отметил эскалацию торговой войны между США и КНР, Европой, а также санкционное противостояние между Америкой и Россией. По его мнению, для выхода из геополитического кризиса необходим прямой диалог не только между лидерами ключевых держав, но и диалог ключевых мозговых центров с дальнейшим переходом на министерский, высший уровень. Он подчеркнул, что площадка для подобных переговоров может быть организована в Нур-Султане. Также Елбасы выступил с инициативой начать инвестиционный диалог между ЕАЭС, ЕС и Шанхайской организацией сотрудничества, поскольку «такая большая интеграция очень интересна всем».
По мнению Назарбаева, евразийский субконтинент, объединившись, мог бы создать общую территорию безопасности на уровне Евразии с потенциальным объединением Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ).
Вице-премьер Госсовета Китая Хань Чжэн предложил сосредоточиться на совместном обеспечении устойчивого роста мировой экономики посредством открытого сотрудничества. По его словам, КНР готова «объединятся в поддержку экономической либерализации и экономической глобализации в целях обеспечения мощного и сбалансированного роста». При этом важно обеспечить сбалансированное, гармоничное развитие человечества, ресурсов и экологии. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МФВ) Кристин Лагард, констатируя замедление роста мировой экономики, надеется, что уже в 2020 г. ситуация выправится и «не будет никакого финансового затягивания поясов».
Лагард заметила, что, несмотря на оценку в 3,3% роста мировой экономики в этом году, МВФ рассчитывает, что экономический рост для стран Центральной Азии и Кавказа составит 4,1%.
Для этого странам региона, во-первых, нужна «очень хорошая внутренняя политика», во-вторых необходимо увеличить экономическую диверсификацию, и, в-третьих, «нужен инклюзивный и устойчивый рост, который позволит повысить перспективы для женщин, молодежи, для малоимущих». Основные направления, где необходимы улучшения — это налоговая и бюджетная политика, которые должны обеспечивать баланс между сдерживанием долга и насущными инициативами в сферах здравоохранения, образования, инфраструктуры. Лагард также предложила создать в регионе учебный центр. Еще одной проблемой стран региона она назвала коррупцию, подчеркнув, что в 2019 г. сложилась подходящая ситуация для начала активной борьбы с коррумпированностью госаппарата. Среди прочего глава МВФ предложила развивать финансовый сектор, а также финансовые технологии. По замыслу Лагард, именно использование возможностей финансовых технологий может значительно улучшить положение малоимущих граждан.
Подробнее о том, какое значение для ЕС имеют Южный Кавказ и Центральная Азия, читайте в материале «Евразия. Эксперт».
Внешний контур ЕАЭС: Запад
Страны Восточного партнерства ЕС подвели итоги 10 лет функционирования программы.
13 мая министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей предложил создать в Европейском инвестиционном банке специальное «окно» для проектов Восточного партнерства, или же создать специализированный банк Восточного партнерства. В Брюссель Макей прилетел на встречу глав внешнеполитических ведомств стран — участниц Восточного партнерства, посвященную десятилетию этой инициативы. Глава МИД Беларуси объяснил также, почему президент Александр Лукашенко не поехал в Брюссель на саммит Восточного партнерства. По его словам, это случилось из-за того, что Беларусь и ЕС пока не достигли высокого уровня развития отношений.
«Придет время, приедет и президент. Пока мы не можем говорить о том, что мы достигли высокого уровня развития наших отношений с Европейским союзом», — пояснил глава МИД Беларуси.
На саммите Макей высказался за реализацию крупных инфраструктурных проектов, а также призвал к упрощению условий торговли с ЕС, в том числе для неассоциированных стран-партнеров. Касаясь темы трансграничной мобильности, Макей выступил за устранение искусственных формальностей при пересечении границы с ЕС, которые приводят к длительному ожиданию на границе. Глава белорусского МИД призвал к активизации сотрудничества в цифровой сфере и разработке регионального соглашения о защите личных данных. Также Макей рассказал о намерении Беларуси и ЕС устранять остающиеся торговые барьеры. Он обратил внимание на то, что за последний год доля ЕС в белорусском экспорте выросла с 26% до более 30%. Это соответствует решению Беларуси диверсифицировать торгово-экономические отношения.
«Евросоюз стал вторым по величине торговым партнером для нас… Очень важно, чтобы у нас были хорошие торгово-экономические отношения с ЕС. Мы надеемся, что нам удастся устранить остающиеся торговые барьеры», — отметил Макей.
Министр подчеркнул, что Беларусь выступает за преодоление противоречий между ЕС и Россией. По его словам, сделать это поможет интеграция интеграций ЕС и ЕАЭС. Макей сообщил, что за последние три-четыре года ЕС и Беларусь достигли намного большего, чем в предыдущее десятилетие, когда в отношении Беларуси действовали ограничения и санкции.
Еврокомиссар по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан на полях мероприятий рассказал о завершении переговоров Беларуси и ЕС по соглашению о реадмиссии, сообщив, что необходимо определить дату и место, где оно будет подписано. Вопрос о реадмиссии напрямую связан с упрощением визового режима с ЕС. Говоря о подписании Приоритетов партнерства между сторонами, еврокомиссар пояснил, что разногласия между Беларусью и Литвой относительно БелАЭС не позволяют прийти к общему решению. Ранее на саммите Макей заявил, что рассчитывает на подписание соглашений с ЕС об упрощении визового режима и реадмиссии до конца года.
Отметим, что страны Восточного партнерства ЕС не подписали юбилейную итоговую декларацию саммита, по сообщениям СМИ, из-за позиции Азербайджана, который хотел включить в текст вопрос о своей территориальной целостности, имея в виду ситуацию вокруг непризнанной Нагорно-Карабахской республики, правительство которой поддерживает Армения. Однако Азербайджан получил отказ, и в итоге страны — участницы саммита не стали придавать декларации повышенный статус: представители стран Восточного партнерства документ не подписали.
Подробнее о том, какую позицию относительно участия в Восточном партнерстве занимает Беларусь, читайте в материале «Евразия. Эксперт».
Внутри ЕАЭС: интеграция
Россия и Беларусь нарастили торговлю сельхозпродукцией.
15 мая государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота сообщил о том, что в Союзном государстве прорабатывается программа по созданию селекционно-генетических центров. Он подчеркнул, что «пока этой программы нет, есть поручение по ее разработке». Рапота также отметил, что урегулирование спорных вопросов по поставкам белорусского продовольствия в Россию находится в повестке дня органов Союзного государства.
В этот же день состоялось совместное заседание коллегий Минсельхозпрода Беларуси и Минсельхоза России, в ходе которого выступил министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Анатолий Хотько. Он заявил о том, что Беларусь считает сотрудничество с Россией в льноводстве и овцеводстве перспективным. Белорусский министр подчеркнул, что обеспечение продовольственной безопасности произойдет за счет развития собственного производства, а также устранения препятствий и ограничений на внутреннем рынке. Все эти меры будут способствовать поэтапному переходу от реализуемой согласованной агропромышленной политики к единой сельскохозяйственной политике в Беларуси и России.
По словам Хотько, в 2018 г. объем общего товарооборота сельскохозяйственной продукции и продуктов питания между Беларусью и Россией вырос на 2,1% и составил $5,4 млрд
Отметим, что в первом квартале 2018 г. Беларусь экспортировала сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму $1,3 млрд, что на 3% больше уровня аналогичного периода прошлого года. По словам начальника главного управления внешнеэкономической деятельности министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Алексея Богданова, планируется до конца года выйти на сумму $5,6 млрд, что соответствует запланированному росту в 8,6% к уровню 2018 г. Богданов отметил, что при хорошей конъюнктуре рынка и достаточных объемах производства валовой внутренней продукции по сырью возможен выход и к $6 млрд
Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев во время совместного заседания коллегий также заявил, что товарооборот сельхозпродукции и продовольствия между Россией и Беларусью растет. Патрушев отметил, что по объемам товарооборота Беларусь находится на первом месте среди всех торговых партнеров РФ. По его словам, товарооборот сельхозпродукции и продовольствия между Россией и Беларусью за 2018 г. вырос на 6% и составил более $5 млрд Российский министр также обратил внимание на активное взаимодействие научно-исследовательских институтов России и Беларуси в вопросах селекции и племенного дела, а также семеноводства и мелиорации.
«Считаю необходимым выполнять достигнутые договоренности по объемам взаимных [между Россией и Беларусью] поставок на 2019 г.», — подчеркнул Патрушев.
Российский министр отметил, что для решения проблем доступа сельхозпродукции на рынки с марта 2018 г. стороны работают над исполнением дорожной карты по снятию взаимных ограничительных мер на поставку продукции животноводства. Патрушев напомнил, что по итогам заседания Межправсовета ЕАЭС было принято решение о снятии секторальных ограничений при поставках некоторых видов сельхозпродукции, и 6 мая Россельхознадзор официально принял соответствующее решение.
«Нам необходимо придерживаться двустороннего формата для снятия ограничений [по поставкам продовольствия]», — заявил министр.
Заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Дворник подчеркнул, что выработанные по итогам заседания решения станут основой для совершенствования нормативно-правовой базы Союзного государства. Он также отметил, что устойчивое развитие производства сельхозпродукции и продовольственная безопасность — это основные направления макроэкономической политики Союзного государства, которые требуют особенного контроля со стороны органов государственного управления.
Подробнее о взаимодействии России и Беларуси в рамках Союзного государства читайте в материале «Евразия. Эксперт».
Подготовил Андрей Холодцов